Раньше, во времена СССР выполняя решения партийных и советских органов, органы народного , зования совместно с райкомами ЛКСМБ, заготовительными организации потребкооперации проводили большую работу по приобщению школьников к кролиководству.
формы работы учащихся с кроликами были различны. Разведение животных и школах и на дому позволяло успешно решать общие для обычной педагогики вопросы воспитательного и познавательного характера. Считают, иго кролиководство является наиболее доступной формой трудового воспитания школьников. Увлечение кролиководством оказывает влияние и на выбор учащимися сельскохозяйственных специальностей.
Работа с кроликами воспитывает у детей чувство ответственности и долга приучает их к организованности и порядку, развивает изобретательность при устройстве и ремонте клеток, позволяет ощущать реальный результат от своих творческих находок.
К началу 1981 г. свыше 2400 сельских восьмилетних и средних общеобразовательных школ и школ-интернатов создали уголки кроликов, в основном из 5 7 самок Ежегодно они выращивают несколько десятков тысяч голов молодняка, мпирии реализуют населению для дальнейшего воспроизводства, а также продают заготовительным организациям. Значительная часть диетического мяса, получаемого от этих животных, используется школьными столовыми для приготовления горячих блюд.
Большую помощь школам в создании и организации работы в уголках оказывают станции юннатов. Они рассылают методические указания по содержанию, кормлению животных, организуют опытническую работу.
Интересный опыт по приобщению школьников к кролиководству накоплен в Цуденишекой средней школе Ошмянского района. Здесь еще в 1970 г. был построен крольчатник, в котором ежегодно получают и выращивают до 100 голов молодняка, выручка от их реализации составляет 500 600 руб. С чего же начали в этой школе? С организации кружка юных кролиководов, которым бессменно руководит учитель биологии Николай Васильевич Плотников. Здесь были сделаны доклады на различные кролиководческие темы, построены клетки для содержания кроликов, ведется постоянная работа по кормлению и разведению животных. Заготконтора райпотребсоюза продала школе 6 кроликоматок и 2 самца. И теперь она ежегодно часть выращенного молодняка передает населению для дальнейшего воспроизводства, а остальное поголовье продает заготконторе. За хорошую работу на крольчатнике школьники поощряются, им также бесплатно отпускается молодняк для домашних ферм.
В летний период из юннатов создается звено из 1012 человек для обслуживания школьного крольчатника. Ребята с удовольствием следят за порядком на крольчатнике, кормят, поят животных, чистят клетки. Большое внимание уделяется и опытнической работе на крольчатнике. Так, по заданию Ученых проводили опыт но теме: Сравнительное изучение крольчат после их отсадки. В результате наблюдений за животными контрольной и опытной групп школьникам удалось установить, что молодняк, получавший только зеленый корм, отстал в росте от крольчат, которым скармливали не только траву, но и концентраты, в длину на 6 см, высоту 2 см, а в приростена 150 г в месяц. Кролики опытной группы (им давали зеленый корм и концентраты) не болели, шерсть у них была гладкой, блестящей. Учащиеся получают практическую возможность экспериментировать, гордятся тем, что выполняют задания ученых.
Созданы крольчатники и достигнуты хорошие результаты также и в школах. Следует отметить, что зеленые корма (клевер с тимофеевко вика с овсом и др.) ребята выращивают, как правило, на пришкольно ‘ участке. При этом они проходят практику по растениеводству. Закрепляются знания и по ботанике, так как с ранней весны до поздней осени они ведут сбор дикорастущих травлопуха, полыни, крапивы, тысячелистника, боп щевика и др.
В изготовлении клеток школам оказывают помощь шефы промкомбинаты, леспромхозы, совхозы, колхозы, райпотребсоюзы. Последние обеспечивают школы племенными кроликами, чертежами клеток, металлической сеткой и другими материалами для их изготовления, а также комбикормом. Во многих случаях племенных животных райпотребсоюзы передают школам без оплаты, на договорных началах, с возмещением в последующем их стоимости при реализации полученной продукции.
Необходимо иметь в виду, что выращивать молодняк кроликов на пришкольных уголках экономически оправдано только до 130-дневного возраста, поэтому его надо своевременно продавать заготов ительным организациям, другим школам или населению. Многие школы выращивают молодняк только до отъема от самок, т. е. до полуторамесячного возраста, а затем раздают его детям для доращивания на дому. В течение года от этих животных получают значительный приплод. Деньги за реализованных кроликов получает семья учащегося; а школе предъявляются для учета лишь квитанции за сданных кроликов. Таким образом, родители ребят материально заинтересованы в разведении кроликов на дому.
Если у некоторых учащихся дома негде содержать кроликов, школы практикуют коллективное доращивание животных теми ребятами, у которых есть для этого условия. Такая форма организации работы сближает школьников, приучает их к совместному труду.
Раздача кроликов учащимся имеет большое значение и для развития кролиководства в сельских населенных пунктах, так как в таких случаях школы выступают в качестве рассадников этих животных.
Работа с кроликами в школе носит характер кружковых занятий в течение года. Можно организовать также шефство над колхозными или совхозными фермами.
План работы по кролиководству намечается учителем биологии, обсуждается на собрании кружка, а затем утверждается на педсовете. В план работы кружка юных кролиководов включаются темы: Значение кролиководства. Биологические особенности и хозяйственные признаки кроликов. Основные породы и их характеристика, Санитарно-гигиенические требования к содержанию кроликов. Устройство клетки, чистка и дезинфекция клетки. Профилактика заболеваний животных, Виды кормов и подготовка их к скармливанию. Составление кормовых рационов. Режим кормления, Размножение кроликов. Подготовка гнезда к окролу. Уход за самками после окрола, Выращивание крольчат от окрола и до отъема от самки, Уход за крольчатами после отъема от самки, Уход за кроликами и проведение опытов над ними в соответствии с планами.
В кружок записывают учащихся, интересующихся выращиванием кроликов. На первом организационном занятии учитель знакомит с задачами кружка, избирается актив: председатель и секретарь кружка, заведующий хозяйственной частью и звенья во главе со звеньевыми. Председатель про-
Еодит собрания кружка, секретарь ведет дневник работы юннатов и отмелет посещаемое! ь. Заведующий хозяйственной частью с помощью учителя ‘биологии заботится об обеспечении кроликов кормами, о приобретении инвентаря. За звеньями закрепляют группы взрослых кроликов или молодых крольчат. Звенья ведут опытническую работу, первичный учет, отмечая номер каждого животного, его породу, время рождения, живую массу при рождении и через каждые 10 дней.
По утрам за кроликами ухаживают учащиеся, которые занимаются во вторую смену, а вечером те, которые учатся в первую смену.
Устанавливают строгий распорядок дня и обязанности дежурных. Например, первая смена дежурных работает с 12 до 14 ч, вторая с 18 ч 30 мин до 19 ч 30 мин. Кроме того, вторая смена дежурных школьников приходит на ферму утром, за полчаса до начала уроков, чтобы раздать кроликам утреннюю порцию корма.
На клетках следует вывешивать трафаретки, на которых указывают фамилии ребят, ухаживающих за данными животными.
Опытническая работа в школьных уголках получила широкое распространение. Она дает возможность изучать достижения зоотехнической науки, учащиеся получают навыки исследовательской работы. Учеными научно-исследовательских сельскохозяйственных и биологических институтов для учащихся старших классов предложено несколько тем: Сравнительная оценка лугово-пастбищных злаковых трав по сбору зеленой массы и влиянию на рост кроликов; Влияние пищевого рациона на индивидуальное развитие животных; Сравнительное изучение развития крольчат после их отсадки; Выяснение влияния света на развитие, поведение и линьку крольчат.
Обязательным условием опытнической работы является ведение дневника, в котором юннаты записывают наблюдения за кроликами, результаты их взвешивания, измерения и т. д.
Целесообразно, чтобы заготконторы райпотребсоюзов (райпо) ежегодно заключали со школами договоры на обеспечение их кроликами, комбикормом, металлической сеткой и другими материалами для изготовления клеток, а также на полную покупку произведенной ими продукции кролиководства (живых кроликов и шкурок).